Зимняя степь, стужа, метель – и вдруг мотор застучал! Вызвать помощь – полдела. Как не замерзнуть, ожидая ее?
Стоит зимой отказать отопителю, и уютный салон очень быстро
превращается в стылую железяку. Пока жив мотор, мороз не страшен –
до жилья худо-бедно доберешься. Стократ хуже, если движок отказал. Когда
еще подоспеет помощь, а на трескучем морозе порой и двух часов хватит,
чтобы дать дуба! Конечно, пережидать холода лучше в хорошо натопленной
избе либо в теплой шубе, но вокруг степь – ни дров, ни шубы, ни избы… Первым
делом нужно по возможности утеплиться самому. Если подходящей одежды
и обуви в машине не припасено, вспомним опыт
путешественников‑мотоциклистов. Под брюки, рубашку, куртку засунем
газеты, из них же сделаем многослойные стельки в ботинки – куковать
станет чуть веселей. Кстати, еще один проверенный жизнью рецепт: два
индейца под одним одеялом не замерзают! А любители зимней рыбалки
говорили, что одной горящей свечой можно обогреть палатку над лункой –
сиди себе, как на печи, да дергай ершей. Так почему бы не обогреть
свечкой и машину? Прошлая зима выдалась на редкость морозной – было
самое время поставить эксперимент c целью проверить эффективность
рыбацких и других известных способов. Один из «терпящих бедствие»
«логанов» оклеили газетами, другой оставили как есть. Крепить бумагу
к холодным и твердым поверхностям непросто – от дыхания они покрываются
инеем, скотч не липнет, но можно просто плюнуть и приморозить.
На боковых окнах бумагузащемили дверями, а на ветровом и заднем
приклеили малярным скотчем к тканевой обивке. В салонах термометры,
на обоих минус 22 ºС. Время пошло! В утепленном газетами автомобиле
горит свечка, «голый» мерзнет в штатной комплектации. Минуло восемь
часов, день близится к закату, а в обоих собачий холод – равно как
и за бортом, разве что внутри ветра нет. Выходит, эффект от свечки чисто
декоративный. Впрочем, другого мы и не ожидали. Теплотворная
способность парафина, стеарина и прочих свечных материалов около
10 000 ккал/кг. Иначе говоря, сгорающего за час куска свечки хватило бы,
чтобы подогреть 10 л воды примерно на 1 ºС или вскипятить полстакана
чаю. И то при условии, что все тепло идет в воду. В салоне же еще
и интенсивный теплообмен с окружающей средой, а свеча – обогреватель
очень слабый, поэтому оставим рыбацкие рассказы рыбакам. Огонек свечи
в замерзающей машине греет разве что душу, что, впрочем, не менее важно.
Зато газеты – прием хотя и не новый, но, что подтвердилось, вполне
действенный. Основа успеха здесь – количество слоев. Чем больше, тем,
разумеется, лучше. Продолжаем опыт. Захожу на огонек в салон
обклеенного «Логана» и уже через полчаса «насиживаю» минус 18, тогда как
в контрольном автомобиле все еще минус 22. Правы были индейцы: живое
тело греет куда лучше, чем свечка. Если ткань палатки не продувается,
то рыбак в ней главный источник тепла, а свечка – очень второстепенный.
Хотя, конечно, приятно смотреть на уютный язычок пламени! Постепенно
подогрев собою воздух салона до минус 14 (в контрольном все еще
минус 22), ставлю еще четыре свечки – за спасение замерзающих и полноту
эксперимента. Примерно через час потеплело до минус 10 – уже кое-что!
Только дышать стало совсем нечем: салон легковушки все же не храм Христа
Спасителя; утепленный газетами, он практически не вентилируется,
и о том, чтобы запалить еще больше свечей, не может быть и речи! Тщательно
проветрив (проморозив) салон, приглашаю троих добровольцев. Ребята
крупные, пока усаживались и обустраивались, надышали минус 5. Но только
под потолком, а ноги мерзнут. Да, не сауна, конечно, но терпимо.
В другой машине неизменные минус 22. Замечу, в такой компании можно
зажечь от силы одну свечку – и без того дышать тяжело. Перебираемся
в другую машину: тут ощутимо холодней, и не только в первую минуту.
Эффект инкубатора гораздо слабее – через час насидели тепла только
до минус 16. Обогрею-ка теперь салон чем-нибудь более серьезным.
Рисковые дальнобойщики в «довебастовские» времена, бывало, согревались
бензиновыми примусами или паяльными лампами. Эффективные источники
тепла, только как бы дотла не согреться… Достал из багажника газовую
керамическую плитку и баллончик «зимнего» газа. Газ горит чисто –
ни малейшего намека на дым, никакого угара, а кислород для горения
восполняется через вентиляцию салона. Открытого пламени нет, риск пожара
минимален. Ставлю ее на пол в ногах правого пассажира. Вскоре в салоне
плюс 10 и кружка горячего чая! Но если экстремальное чаепитие не для вас
– лучше все же следить за техническим состоянием машины. СОВЕТЫ Газовая керамическая печка и ей подобные в зимних поездках могут
выручить. Одного баллончика хватит на 4–5 часов действенного обогрева,
что позволит вполне комфортно дождаться помощи друзей! Чтобы сберечь
остатки тепла остывающего двигателя, полезно чем-нибудь укрыть передок,
а по периметру присыпать снегом. Повезет, если найдете полиэтиленовую
пленку, рубероид, картон и т. п. Напомним, деталей интерьера и колес
легковушки хватит, чтобы сутки поддерживать костерок. Утепление
салона газетами, особенно в несколько слоев, довольно эффективно.
Обычная свеча компактна, всегда готова к работе, не промокает, горит
непрерывно 8–10 часов, но для обогрева салона малопригодна.
Владимир Арбузов, «За рулем»
|